Расшифровка маркировки на шине

Расшифровка маркировки на шине для большинства автовладельцев является сложной задачей. Между тем, производители шин указывают на боковине покрышки обозначения, которые важны при правильном выборе шины для автомобиля. От правильного подбора шин по размеру, нагрузке, скорости, сезонности, типу протектора зависит срок службы резины и безопасность на дороге. В этой статье собраны расшифровки наиболее важных обозначений на колесе, на которые следует обращать внимание при покупке шин.

 

 

Маркировка на шине:

  1. BRENDпроизводитель шины (название бренда).
  2. MODELмодель шины (название рисунка протектора).
  3. 205/55R16размер шины. В данном примере: 205 — ширина шины в миллиметрах; 55 — высота профиля шины в процентах от ширины; R — радиальная конструкция шины (если буква не указана, то конструкция диагональная); 16 — посадочный диаметр шины в дюймах (диаметр обода).
  4. 94Vиндексы максимально допустимой нагрузки и скорости (см. таблицу). В данном примере: 94 — индекс нагрузки (670 кг); V — индекс скорости (до 240 км/ч.).
  5. H/Pкласс шины. H/P — шоссейные; H/T — для твердого покрытия; A/T — универсальные (50/50); M/T — для бездорожья.
  6. Pназначение шины. P — для легкового автомобиля; LT — для легкогрузового автомобиля; ST — для прицепа; T — для запасного колеса.
  7. ROTATION — направление вращения колеса, указанное стрелкой (для шин с направленным рисунком протектора). При установке покрышки нужно строго соблюдать это направление.
  8. OUTSIDE — внешняя сторона шины; INSIDE — внутренняя сторона шины. (для шин с ассиметричным рисунком протектора).
  9. TUBELESS (TL) — бескамерная шина (при отсутствии данной надписи шина может использоваться только с камерой); TUBE TYPE (TT) — камерная шина (такая покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой).
  10. M+Sобозначение погодных условий эксплуатации. Варианты обозначения: M+S (Mud+Snow в переводе «грязь+снег») — зимние или всесезонные шины; AS (All Seasons) — всесезонные шины; AW (Any Weather) — любая погода; R+W (Road+Winter в переводе «дорога+зима») — всесезонные шины.
  11. RADIAL — радиальная конструкция шины.
  12. REINFORCED (или RF в типоразмере) — усиленная шина с повышенной грузоподъемностью (имеет 6 слоев).
  13. EXTRA LOAD (XL) — усиленная шина, у которой индекс нагрузки на несколько пунктов выше, чем у обычной шины того же размера за счет усиленной боковины и доработанного под эти цели состава.
  14. PLIES — детали конструкции шины, применяемые материалы и число слоев в каркасе и брекере. TREAD — материалы протектора; SIDEWALL — материалы боковины.
  15. MAX LOAD — максимально допустимая нагрузка на колесо в килограммах (кгс) или в фунтах (LBS); MAX PRESSUREмаксимально допустимое давление в шине в кПа или в PSI (фунтах на квадратный дюйм).
  16. TREADWEAR (от 100 до 600) — износоустойчивость, в % от самой нестойкой шины; TRACTION (A, B, C) — сцепление с мокрой дорогой; TEMPERATURE (A, B, C) — устойчивость к нагреву.
    A — хорошо, B — средне, C — плохо.
  17. DOT — соответствие требованиям безопасности департамента транспорта США (код производителя, типоразмера шины, города, страны).
  18. E17 (обычно пишется в кружочке) — код страны и номер стандарта соответствия европейским требованиям качества ECE (Economic Commission for Europe). Альтернативный знак соответствия ECE — e11.
  19. 2822 (обычно пишется в овале) — дата изготовления шины. Состоит из четырех цифр, из которых первые две обозначают номер недели, а вторые две — год изготовления.
  20. MADE IN FINLAND — название страны-изготовителя шины.
  21. TWI (иногда TWID или DSI) — место расположения индикаторов износа. Также может быть со стрелкой. Располагаются равномерно в шести или восьми местах по всей окружности шины.
  22. Красная точка — ставится на месте, которое является самым жестким на боковине шины; Желтая точка — означает самое легкое место на шине, которое необходимо совмещать с местом, где установлен ниппель на диске.

 

Дополнительные обозначения на шинах:

  • PR — обозначает норму слойности. Например, 8PR у шин для легких грузовиков, фургонов и микроавтобусов.
  • Steel — шина с металлокордным брекером. Надпись All Steel означает, что металлический корд используется и в каркасе и в брекере.
  • ND (Non Directional) — шина с ненаправленным рисунком протектора.
  • NHS (Non Highway Service) — шина для малых скоростей.
  • SAG (Super All Grip) — шины повышенной проходимости.
  • SUV (Sport Utility Vehicle) — шина предназначена для кроссоверов, спортивных внедорожников и тяжелых полноприводных автомобилей.
  • Studded — ошипованная покрышка.
  • Studdable — подлежит ошиповке.
  • Studless — не подлежит ошиповке.
  • REGROOVABLE — возможность углубления рисунка протектора нарезкой.
  • RETREAD — шина была в употреблении и восстановлена.
  • DA или Secunda (в виде штампа) — такие печати ставят на шины, получившиеся в процессе производства незначительные дефекты, которые однако не препятствуют их нормальной эксплуатации.
  • Green X, Reduces CO2 — указывается на шине, обладающей низким уровнем сопротивления качению, что способствует снижению расхода топлива и выброса уровня СО2 (так называемые «зеленые шины»).
  • MFS (Maximum Flange Shield) шина с максимальной защитой закраины диска.
  • FR (Flange Protector, аналогично RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild)) — шина с защитой обода диска.
  • FB (Flat Base) — шина не имеет защиты обода диска.
  • ГОСТ или ТУ — обозначение нормативного документа, по которому изготавливается шина. Обозначение сертификата соответствия ГОСТ РФ.

 

Производитель шины

Название производителя или бренда обычно указывается на боковине шины крупными буквами с оригинальным шрифтом. Рядом часто присутствует фирменный логотип, который используется на всех шинах данного бренда. Также на некоторых шинам имеется логотип завода-изготовителя. В продаже существует огромное количество производителей автомобильных покрышек, поэтому останавливаться на каждом из них нет смысла.

 

Модель шины

Модель шины или название рисунка протектора обычно указывается следом за названием производителя менее крупными буквами. Имеет условное словесное, цифровое, буквенное или комбинированное обозначение. Производители обычно выпускают модели покрышек линейками, которые имеют одно название, но могут отличаться по конструкции, типоразмерам или составу резины.

 

Размер шины

Размер шины — это одна из самых важных маркировок на покрышке. Она находится примерно по центру боковины и, как правило, нанесена крупным или среднего размера шрифтом. Именно по размеру в первую очередь подбирается шина на автомобиль. Рекомендуется устанавливать только тот типоразмер колес, который предусмотрен заводом-изготовителем. Его можно найти в инструкции к автомобилю или посмотреть на стикере, который наклеен в проеме водительской двери или на лючке бензобака. Есть три основных параметра размера шины: ширина, высота профиля (боковины) и посадочный диаметр. Рассмотрим более подробно на примере размера 205/55R16. Это европейская система обозначения размера, в которой используются миллиметры.

В данном примере:
205 — ширина профиля шины в миллиметрах. Это расстояние между наружными границами боковых поверхностей накачанной шины.
55 — это отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах. В данном случае 205 мм x 55% = 112,75 мм. Т.е. нужно понимать, что при увеличении ширины шины (например на 215/55R16) увеличится и высота профиля. Если этот параметр в размере не указан (например 185R14C), то по умолчанию он равен 80-82%. Такие шины называются полнопрофильными.
16 — посадочный диаметр шины в дюймах или диаметр диска.

Буква C (Cargo) после диаметра означает, что шина усиленная (с повышенной нормой слойности) и подходит для использования на легких грузовиках, фургонах или микроавтобусах.

Буквы VR или ZR в размере означают, что шина предназначена для спортивных автомобилей. Фактически они дублируют индекс скорости (более 210 км/ч или более 240 км/ч соответственно).

Буква R в размере означает, что шина радиальной конструкции. Если буква не указана, то шина диагональной конструкции. В настоящее время большинство покрышек имеют радиальную конструкцию, а диагональная выпускается в основном для сельскохозяйственной и строительной техники.

Подробно об отличиях в конструкции между радиальной и диагональной шиной можно посмотреть в статье «Конструкция пневматических шин».

 

Существует альтернативная (американская) система обозначения размера шины. В этой системе вместо миллиметров используются дюймы, например размер 31×10.5R15.
В данном примере:
31 — внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 — ширина профиля шины в дюймах.
В остальном же информация идентична описанному выше европейскому стандарту.

 

Индексы нагрузки и скорости

Индекс нагрузки указывается сразу после размера шины и зашифрован в виде чисел. Это обозначение показывает максимально допустимую нагрузку на колесо при движении на максимально допустимой скорости. Значению индекса соответствует определенное значение нагрузки в килограммах. На грузовых и легкогрузовых шинах этот индекс имеет двойное обозначение (например 104/102) и означает разную максимальную нагрузку на одиночное и сдвоенное колесо. Следует понимать, что шина не должна постоянно эксплуатироваться при максимальной нагрузке, поэтому рекомендуется не допускать увеличения нагрузки до 80% от указанного значения. Чрезмерная нагрузка приближает срок выхода покрышки из строя и создает опасность взрыва колеса. Поэтому при выборе резины нужно делать «запас» не менее 20%. Но нужно понимать, что чем выше индекс нагрузки, тем толще каркас шины, меньше ее упругость и больше масса, поэтому слишком большой «запас» сделает езду на автомобиле менее комфортной и ускорит износ подвески, скажется на динамике машины и расходе топлива.

Индекс скорости указывается сразу после индекса нагрузки и зашифрован в виде букв английского алфавита. Каждая из них соответствует максимальной скорости, на которой можно использовать шину. При длительном превышении скоростного режима покрышка скорее всего перегреется и даже может разрушиться, поэтому этот параметр также очень важен при выборе шины.

Таблицы расшифровки всех индексов нагрузки и скорости можно посмотреть в статье «Индекс нагрузки и скорости шин».

 

Класс шины

В названии модели производители часто указывают буквы, которые означают тип дорожного покрытия, для которого предназначен рисунок протектора шины:

  • H/P (High Performance) — шоссейные шины. Предназначены для эксплуатации по асфальтированным дорогам на легковых автомобилях. Подходят для динамичной езды, обладают минимальным шумом, хорошими сцепными свойствами на ровном шоссе.
  • H/T (Highway Terrain) — шоссейные шины для твердого покрытия. Предназначены для эксплуатации преимущественно по асфальтированным дорогам. Протектор не высокий, характерный для легковой резины, боковина шины защищена слабо.
  • A/T (All Terrain) — универсальные шины (50/50). Предназначены для смешанного использования по разным типам дорог, оптимальный вариант для 4WD-автомобилей. Подходит для асфальта, грунтовых дорог, песка, камня, снега, повседневной эксплуатации. Протектор более высокий и проходимый, чем у H/T, боковина защищена сильнее.
  • M/T (Mud Terrain) — шины для езды по бездорожью. Предназначены для езды по разбитым дорогам, колеям, глине, заболоченным участкам. Имеют крупный протектор, боковые грунтозацепы, труднее забиваются грязью. Такие шины не очень подходят для асфальта и плохо ведут себя на льду.

 

Назначение шины

На некоторых шинах перед типоразмером производители указывают буквы, которые говорят о том, где может использоваться покрышка:

  • P (Passenger) — шина предназначена для использования на легковом автомобиле.
  • LT (Light Truck) — шина для легких грузовиков, фургонов и микроавтобусов.
  • ST (Special Trailer) — шина для прицепов.
  • LRO (Low Platform Trailer) — шина предназначена для использования на прицепах с низкой платформой.
  • T (Temporary) — шина для использования в качестве запасного колеса.

 

Обозначение погодных условий эксплуатации

На большинстве шин производители указывают, для какого времени года предназначена покрышка в зависимости от состава резины и типа протектора. Данные обозначения могут наноситься в виде букв, надписей или соответствующих рисунков.

Рассмотрим некоторые из них:

  • M+S (Mud+Snow в переводе «грязь+снег») — зимние или всесезонные шины. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M+S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M+S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.
  • AS (All Seasons, Any Season) — всесезонные шины.
  • AGT (All Grip Traction) — всесезонные шины.
  • AW (Any Weather) — любая погода.
  • R+W (Road+Winter в переводе «дорога+зима») — всесезонные шины.
  • Frost — зимние шины.
  • Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua — дождевые шины.
  • Пиктограмма «Снежинка» — зимние шины. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.
  • Пиктограмма «Снежинка, дождь и солнце» — всесезонные шины.
  • Пиктограмма «Снежинка и пики гор» — зимние шины для суровых условий.
  • Пиктограмма «Зонтик» — дождевые шины.

 

Максимально допустимое давление

Максимально допустимое давление обозначается на шине надписью Max Pressure и является одной из наиболее важных информаций. Давление указывается в кПа или в PSI (фунтах на квадратный дюйм). Часто на покрышках указывается одновременно значения в одних и других единицах. Если же на шине указано лишь одно значение, то помните, что 1 кгс/см2 (техническая атмосфера) = 0,98 бар = 14,223 PSI = 98,066 кПа. Нужно понимать, что на шине указывается не рекомендуемое давление в колесе, а максимально допустимое. Неправильный выбор давления в шинах может увеличить их износ, повысить расход топлива, ухудшить управляемость, увеличить длину тормозного пути, привезти к преждевременному разрушению покрышки. Узнать правильное значение давления в шинах для своего автомобиля можно из руководства по эксплуатации или посмотреть на стикере, который наклеен в проеме водительской двери или на лючке бензобака.

 

Индексы километража пробега, температуры и торможения

На некоторых шинах после размера указывают три индекса:

TREADWEAR — относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США (износоустойчивость, в % от самой нестойкой шины). Обозначается цифрами от 100 до 600. Для подсчета долговечности и износостойкости резины необходимо преобразовать указанный индекс Treadwear на эталонные данные километража по формуле:

Реальный пробег = (Treadwear × 483)/k, где k — эксплуатационный коэффициент износа.

Коэффициент износа меняется в зависимости от стиля вождения и условий эксплуатации:
— аккуратное вождение k = 3;
— динамическая езда k = 4;
— тяжелые условия k = 5.

Например у шины с индексом Treadwear 420 при аккуратном вождении по хорошим дорогам ожидаемый пробег составит примерно 67000 км (пробег: (420 × 483)/3 = 67620 км).

TRACTION — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне. Обозначается буквами A, B или C (A — хорошо, B — средне, C — плохо).

TEMPERATURE — термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде. Обозначается буквами A, B или C (A — хорошо, B — средне, C — плохо).

 

Код страны и номер стандарта

E1 — E48 (обычно пишется в кружочке) — означает, в какой стране покрышка прошла соответствие требованиям качества ECE (Economic Commission for Europe) и номер стандарта.

Таблица соответствия кодов и стран стандартизации
Код Страна стандартизации Код Страна стандартизации
E1 Германия E22 Россия
E2 Франция E23 Греция
E3 Италия E24 Ирландия
E4 Нидерланды E25 Хорватия
E5 Швеция E26 Словения
E6 Бельгия E27 Словакия
E7 Венгрия E28 Беларусь
E8 Чехия E29 Эстония
E9 Испания E31 Босния/Герцеговина
E10 Югославия E34 Болгария
E11 Великобритания E36 Литва
E12 Австрия E37 Турция
E13 Люксембург E39 Азербайджан
E14 Швейцария E40 Македония
E16 Норвегия E43 Япония
E17 Финляндия E45 Австралия
E18 Дания E46 Украина
E19 Румыния E47 Южная Африка
E20 Польша E48 Новая Зеландия
E21 Португалия    

 

Индикаторы износа

Маркировкой TWI (иногда TWID или DSI) производители обозначают место расположения индикаторов износа. Также рядом с надписью может быть стрелка. Эти указатели располагаются равномерно в шести или восьми местах по всей окружности шины и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм для летней резины и 4 мм для зимней (минимальная величина протектора для легковых автомобилей). Как правило, они располагаются в углублении протектора в водоотводящих канавках. Некоторые производители дополнительно наносят на протектор цифры или символы, которые выдавлены на строго определенную глубину и по мере износа шины исчезают один за другим — вплоть до крайнего, сигнализирующего о критической глубине протектора.

 

Цветные метки на боковине и протекторе

Иногда производители покрышек используют цветную маркировку своих изделий кружочками или треугольниками. Для этого применяются белый, красный и желтый цвета.

Красная точка или треугольник ставится на месте, которое является самым жестким на боковине шины. Обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей. При установке шины на легкосплавный диск эту точку совмещают с отметкой L на дисках, которые также идут на первичную комплектацию автомобилей. При обычном шиномонтаже не рекомендуется обращать внимание на красную метку, а руководствоваться желтой меткой, совмещая её с ниппелем.

Желтая точка или треугольник означает самое легкое место на шине, которое необходимо совмещать с местом, где установлен ниппель на диске. На шинах с пробегом эта желтая маркировка-метка не так актуальна, поскольку, как правило, при износе автошины её баланс смещается.

Белый штамп с цифрой означает номер инспектора, который проводил финальный осмотр шины на заводе-изготовителе.

Цветные линии, нанесенные на протектор новой покрышки, являются заводской маркировкой, которая помогает работникам складов хранить шины с определенными характеристиками в одном месте.

 

Шины с защитой от проколов

Многими производителями шин используются всевозможные технологии по защите покрышек от порезов и проколов. Например RunFlat — технология, при которой на шине можно после прокола или пореза и полной потери давления проехать от 50 до 150 км на скорости до 80 км/час.

Разные производители автошин по-разному обозначают эту технологию:

  • Bridgestone — RFT (Run-Flat Tyre)
  • Continental — SSR (Self Supporting Run-Flat)
  • Dunlop — RunOnFlat или EMT
  • Hankook — HRS
  • Goodyear — RunOnFlat или EMT (Extended Mobility Technology)
  • Kumho — XRP или RF
  • Michelin — ZP (Zero Pressure)
  • Nokian — Run Flat или RF
  • Pirelli — Run Flat или RF
  • Toyo — TFR
  • Yokohama — ZPS или RF

 

Цветовая маркировка на боковине шины

На некоторые модели шин производители наносят на боковую часть покрышки цветовые рекламные или прочие обозначения.

В закодированном виде это указывается следующим образом:

  • OWL (Outline White Letters) — контурные белые буквы на боковине покрышки.
  • BSW (Black Side Wall) — черные буквы на боковине шины (в обозначении торговой марки шины).
  • VSB (Vertical Serrated Band) — вертикальная зазубренная полоса.
  • RWL — белая полоса на боковине.
  • ORBL (Outlined Raised Black Letters) — черные выделенные поднятые буквы на боковине.
  • RRBL (Recessed Raised Black Letters) — утопленные рельефные черные буквы.
  • WSW — белая боковина.
  • BLK — черная боковина.

 

Шипованные шины

На покрышках, где используются шипы, производители могут указывать следующую информацию:

  • AD — алюминиевые шипы.
  • SD — шипы с твердосплавным сердечником.
  • DD — шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
  • OD — шипы с овальным сердечником.
  • MD — пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.

 

Оставить комментарий

 Необходимо принять правила конфиденциальности 

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности